четверг, 17 марта 2016 г.

Скоро в школу! Коллеги, родители, приглашаю к дискуссии!

Здравствуйте, уважаемые  родители, учителя, воспитатели, коллеги!

Совсем  скоро наступит долгожданная  пора (а для  кого-то не  очень...) - Ваш ребенок  пойдет в школу! Сколько волнений, тревог, переживаний испытывают...родители. Как  сделать период обучения в школе радостным, легким, спокойным? Загадывать на все 9-11 лет  пока  трудно, но вот как  сделать своего ребенка успешным в школе в самом начале школьной жизни? Ведь все  начинается  с начальной школы...

Ко мне приходят на  консультации родители, приглашают на родительские  собрания для родителей будущих первоклассников.   Выделю те  вопросы, проблемы с  которыми ко мне  чаще  всего обращаются:
-Как  ЗАСТАВИТЬ ребенка делать уроки?
-Как  сделать так, чтобы  ребенок сам делал уроки?
-Как отвлечь ребенка от планшета, компьютера и усадить за  уроки?
-Как повысить мотивацию к школе?
-Ребенка  ничего не  интересует! Как заинтересовать?

Это самые  самые  по популярности вопросы. И это вопросы родителей БУДУЩИХ первоклассников тех детей, которым еще  по 6-7  лет. 

Уважаемые  коллеги, родители, учителя  начальных классов, обращаюсь к  Вам  с просьбой поделиться  своим  опытом - как  Вы  решаете эти вопросы или  тем,  как  сделать так, чтобы этих проблем (вопросов) не  возникало в  принципе. Уверена, что у  каждого из нас  есть свои  секреты, которые смогут помочь кому-то. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.  

Итак, приглашаю к  мозговому  штурму. Напомню правила:   принимаются   ВСЕ ответы, ответы не обсуждаются. Мы  просто  набрасываем  варианты. 

Будет хорошо, если  Вы дополните  мой  список вопросов  своим и поделитесь тем, как  Вы с этим  справлялись или же  просто укажите  на  свою проблему. 

Заранее благодарю всех! Уверена, что это будет бесценный  опыт  для  многих родителей, да  и для  педагогов  тоже! 

21 комментарий:

  1. -Как ЗАСТАВИТЬ ребенка делать уроки?
    -Как сделать так, чтобы ребенок сам делал уроки?
    Можно использовать карту положительной мотивации, на которую наклеиваются солнышки или смайлики, когда ребенок САМ сядет делать уроки, без напоминания со стороны взрослого. Набирается определенное количество солнышок - приятное для ребенка: маленький приз, лишный мультик, интересная прогулка или экскурсия.

    ОтветитьУдалить
  2. Актуально!
    Сталкиваюсь с такими вопросами постоянно.
    Для многих родителей поступлением ребенка в первый класс превращается в войну. Родители тотально контролируют своих детей, выполнение домашних заданий. Боятся доверить ребенку, мешают ему проявить самостоятельность.
    Заставляют выполнять домашнее задание, а не стараются внушить ребенку, что это форма деятельности для получения знаний и нахождения своей дороги развития.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, актуально для 90% родителей....
      Спасибо!

      Удалить
  3. Некоторые вопросы откровенно покоробили(((. Вот с изменения формулировки и своего отношения к учебе нужно и начинать. Все родители пытаются заставить, усадить, внушить... И самое интересное, что делать собираются именно ОНИ, а не ребенок. Родители усаживают, ребенок уже напрягается, потому что не он пошел делать уроки, а его туда усадили. Про заставлять я уже молчу.
    В общем, я лично начинала с того, что любила учиться, училась, читала, сама всем интересовалась и подавала пример своей дочке (теперь и мальчикам). И начинала я это не в 5-6-7 ребенкиных лет, а раньше, с рождения). Но если уже опоздали, то начать никогда не поздно.
    Потом я старалась преподнести всю возможную интересную развивающую и обучающую информацию в игровой форме, так чтобы дочке было интересно узнавать, учиться, исследовать. Для младших школьников этот вариант наиболее подходящий. Как правило учитель не может в полной мере обеспечить это, потому что условия не позволяют. А значит, хорошо бы родителям не забывать, что ребенок это их, а не учителя, что ребенку нужно помогать до тех пор, пока эта помощь требуется.
    Как правило, я старалась углублять, расширять занятия, которые были в школе. Или заниматься с ребенком тем, что в младших классах не проходят. География, биология, физика, химия, астрономия, обязательно творчество. Любая обучающая деятельность, в которой интересно, ведет к развитию стремления и любви к познанию в принципе.

    ОтветитьУдалить
  4. Я не заставляла дочку. В первом классе домашних заданий мало (официально они у нас в принципе запрещены). Так что мы больше играли и читали. Причем, не смотря на то, что ребенок уже читает сам, я всегда читаю ему и много, до тех пор, пока скорость чтения не позволит ему читать на не меньшем уровне, чем читаю я вслух. В нашем случае до 3 класса. Сейчас иногда тоже читаю вслух и дочке, и малышам, чаще всем вместе.
    Чтобы привить интерес к чтению никогда не гналась за программой, подбирала книги, которые интересны моему ребенку. Тут главное втянуться, потом будет все читать, за уши не оттянешь.
    Мне повезло, для дочки было очень важно не ударить в грязь лицом, потому уроки она делала всегда, даже если не очень хотела. Но я ее никогда не заставляла. Иногда наоборот настоятельно рекомендовала отдохнуть, даже если не все сделаешь - не страшно, лучше мало, но хорошо, чем много и все плохо.
    Считаю, что нужно дать свободу выбора - делать уроки или нет в самом начале, чтобы ребенок сам нес ответственность за свое домашнее задание. Несколько раз (иногда долго) не выполнит, будет за это наказан оценками, словесно в классе, потом начнет все делать. А так можно заставлять до окончания школы.
    В начальной школе большинству детей нужна помощь. И отказывать в ней, приучая делать уроки самостоятельно тоже не правильно. Моя дочка долгое время приходила и садилась рядом со мной, чтобы сделать уроки. Моя помощь либо отсутствовала, либо была минимальной, но присутствие рядом и поддержка были обязательны. Постепенно она выросла и ушла делать уроки в свою комнату, иногда только спрашивает, если что-то не понимает.
    Мы не писали черновиков. Второй раз всегда получалось хуже. По мне так это насилие над ребенком: по нескольку раз переписывать. Но тут я плохой советчик, потому что хорошего почерка мы до сих пор не получили. Хотя я считаю, что дело не в черновиках, а в принципе в отношении к знакам, как таковым. У ребенка иной тип мышления, потому и буквы-знаки-цифры хуже даются, им не придается должного значения. Зато отсутствие черновиков сократило нагрузку в полтора раза, временные затраты, а еще было меньше негатива в отношении уроков.

    ОтветитьУдалить
  5. Планшет, компьютер, телевизор - те вещи, которые у нас не допускались более полутора-двух часов в день. И, конечно, они не допускались до уроков. Сегодня, в 6 классе, у дочки уже так или иначе после всех дел и увлечений не остается времени на эти гаджеты более двух часов, чаще меньше. А вообще, чем больше интересов, тем меньше желания тратить время на виртуальную жизнь.
    Интересы появляются не просто так, лично я всегда пыталась и пытаюсь открывать и для себя что-то новое, и делиться этим с детям, придумываю, ищу, показываю.... И постепенно интересы нарастают как снежный ком. Я не выбираю за детей, я им показываю, предлагаю, а потом поддерживаю выбранное.
    Мотивация у нас всегда была одна: учиться интересно, приятно и полезно для саморазвития и будущей жизни. За оценками мы не гнались. Сегодня мы с дочкой обсуждаем ту планку в оценках, на которую она может претендовать по тем или иным предметам, чтобы тянуться вверх и иметь достаточный уровень по всем предметам. Есть более слабые места, в силу особенностей моего ребенка, есть более сильные. К сожалению, планку оценок держать нужно в любом случае, иначе будут проблемы при поступлении, но все же для нас главное, чтобы дочка понимала тему, а не получила высокую отметку. Не всегда между этими понятиями можно ставить знак равно. Частенько оценка - везение, симпатия учителя, некоторая хитрость, а еще зубрежка, когда не до конца понимаешь, но ответить можешь, а вот запомнить надолго, да еще применить - нет. Моя дочка не успевает , например, решать быстро, потому все письменные работы по математике идут с относительно низкими оценками, конечно, портит итоговые отметки, но главное, что дочка понимает тему и может самостоятельно решать.
    Я не ругаю за оценки и невыполненные задания, мы просто разбираем, что случилось, почему и как это можно изменить. Например, у дочки не получалось запомнить даты и имена по истории средних веков, потому и снизились оценки в тестах. Я предложила рисовать ленты времени. Купила плакат по теме. Дочка не могла запомнить и пересказать повесть - читала ей в слух, обсуждали, смотрели фильм по этой повести. Не получалось разобраться с дробями - делили "пиццы" и яблоки. Не могла понять уравнения - купила дочке книгу с нестандартным подходом к объяснению темы, а таблицу умножения учили в игре "Семечки и орешки". На самом деле сегодня на вооружении у детей и родителей огромное количество вспомогательных материалов, нужно только иметь желание ими пользоваться.
    А вообще, если за ребенка все делают родители, если это им нужно, причем добиться хорошей учебы готовы руганью, упреками, наказаниями и подкупами, значит, ребенок видит, что папе с мамой это ОЧЕНЬ нужно, а значит, они все равно сделают, так что ему и переживать нечего. А если родители ослабляют вожжи и просто помогают, играют, общаются, подсказывают и им самим это ИНТЕРЕСНО, то и ребенку станет интересно, плюс он почувствует свою ответственность за уроки, ведь это ему нужно, а не родителям.
    Я не спрашиваю, что получила дочка, я спрашиваю, как у нее дела. Я не требую дневник. Я не проверяю домашние задания и даже не спрашиваю, сделала ли она их. Но я всегда с интересом выслушаю, что же они писали, в чем она сомневается или ошиблась, почему, как она думает, получилась такая оценка, и всегда буду искать выход из сложившейся ситуации ВМЕСТЕ с дочкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анюта, спасибо тебе за ТАКОЙ комментарий! Мне, как маме будущего первоклассника, очень ценен твой опыт!
      Алёна, спасибо тебе за возможность собраться с мыслями. :) Только я сейчас вот озадачилась, надо мне чуть больше времени. Обязательно загляну чуть позже! :)

      Удалить
    2. Катя, буду ждать! Знаю, что ты - суперспециалист и мама!

      Удалить
    3. Катя, я буду рада, если в моих комментариях окажется что-то полезное).

      Удалить
  6. Аня, спасибо!Уверена, что твой опыт поможет переосмыслить многое в отношении школы, оценок, воспитании ребенка и т.д.! Для меня ты - вообще образец мамы, правда-правда!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Алена, не думаю, что дотягиваю до такой высокой планки, я, как любой человек, совершаю ошибки, но если мои эмоциональные комментарии кому-то хоть немного помогут, то буду очень рада.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Алена! Очень актуальную и злободневную (для родителей) проблему затронули. Да, гаджеты сейчас привлекают детей, но иногда родителям проще купить новый гаджет, чем пообщаться с ребенком, отсюда и такие вопросы (к педагогам) и непонимание поколений... Я до сих пор удивляюсь, когда родители на собраниях в школе (а дочь уже в 5 классе!) рассказывают, что до сих пор делают уроки вместе с ребенком! Никогда у меня не было (надеюсь, и не будет) проблем с подготовкой домашнего задания; приучать к самостоятельности и доверять своему ребенку, разговаривать на различные темы, делиться сокровенным - вот главное для меня! Согласна с Анной, оценки не самое главное. Ценнее здоровья и любви ничего нет!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Алена!
    Я мама будущего школьника, нам до этого пока оооох как далеко! Но как учитель, могу сказать одно: нужно давать своему ребенку больше самостоятельности. Замечаю, что некоторые дети к ней не способны, потому что привыкли, что всё делается за них. Помню, я была шокирована, когда заведующая столовой пожаловалась, что дети моего класса не знают, как тряпкой вытереть стол. Т.е. они дома ничего не делают, представляете? А это ведь и развитие речи, и всё остальное. Зачем ребенку говорить, если возле него все пляшут и танцуют? Вот и возникает алалия, а потом жалуются, что ребенок не говорит и потом плохо учится в школе.
    Отсюда следующий вывод: ребенком мало кто занимается. Можно быть матерью и отцом, а не любящими мамой и папой, и кричать на всех углах, что "я работаю и ВСЁ делаю", скрывая при этом истинную причину - бегство от своего ребенка, нежелание быть с ним и полная убежденность, что их ребенком просто обязаны заниматься те, кто на это учился: педагоги, психологи, логопеды и врачи. Отсюда и увлечение гаджетами, уход от реальности. А что хорошего для этих детей в реальности? "Мне некогда", "потом", "отстань"? Или же обратная ситуация, как в мультике "Нехочуха". Там просто лежишь, а Грустно, но это правда. Дети - это люди, им, прежде всего, нужны мама и папа, а если они действительно у него есть, таких вопросов, которые обозначены выше, не возникнут, отпадут сами собой, потому что захочется помочь, а не сделать вместо кого-то, захочется подумать, а не засесть за компьютер, захочется любить и обнять своего ребенка, а не бежать зарабатывать, чтобы купить очередной гаджет в целях дальнейшего ограждения от собственного ребенка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Спасибо за отклик!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Светлана! Спасибо за отклик!

      Удалить
  9. Алена, тогда и вопрос моих "подготовишек" в список: "А правда, что школа - это плохо? Ведь так говорят наши старшие братья и сестры?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Львовна! Спасибо за отклики и вопрос! Знакомый ответ. Осенью проводила диагностику готовности к школе и ребенок говорит: не хочу в школу! Я ему: ну что ты, ведь там так интересно! А ребенок отвечает: нет! Я спрашиваю: откуда знаешь? Слышу ответ: у меня подруга семь лет туда ходит!

      Хороший вопрос детей!

      Удалить
    2. О, Любовь Львовна), так дети, родители которых задают озвученные в посте Алены вопросы, действительно не любят школу, какой же еще пример они могут подать младшим? Моя Эллинка никогда не говорит, что школа - это плохо. Более того, она сама играет с малышами в школу и создает у них позитивное отношение к учебе). Хотя, конечно, и ей бывает тяжело, бывает и нежелание иногда идти в школу, разбираться в какой-то теме, но это временно и не относится к школе в общем.
      Кстати, весьма интересно, почему все-таки старшие в принципе стремятся запугать школой малышей? Если эти старшие в первом-втором классе, то еще как-то простительно, но если они уже более взрослые, то.... Ведь ребенок в школе к концу начальной, в средней-старшей уже точно понимает, что от школы его брат-сестра точно не уйдут, что им все равно придется идти учиться. При этом они понимают, что малыш будет переживать, что будет настраиваться на негатив. И даже если старшему ребенку так плохо в школе, то зачем же запугивать малыша? Стремление поддеть, сделать больно, доставить переживания? Все же, наверное, стоит говорить о изначально совершенно других проблемах в семье и отношениях между детьми, ведь вот эти запугивания - просто верхушка айсберга.

      Удалить
    3. Анна, спасибо тебе за активную обратную связь! Твое мнение очень ценно!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...