четверг, 25 февраля 2016 г.

Техника "Создание книги". Арт-методы в работе с тревожными детьми


Особое  место в  работе  педагога-психолога отводится  работе  с тревожными детьми. Будь я родителем,  то мне было бы интересно - а  как  с  моим  ребенком проводятся занятия  по коррекции тревожности?   Когда  я  работаю  в  частных центрах, то всегда  после занятий подробно рассказываю  о том,  чем  мы занимались  (если ребенок постарше, то в  некоторых ситуациях спрашиваю у него - можно ли этим  поделиться  с  мамой), но работа  в  условиях ДОО не  всегда  позволяет работать параллельно с  родителями и ребенком.  Поэтому эта  статья и для  родителей.  Отмечу,  что эффективная  работа  по коррекции тревожности может быть только  при наличии тандема "родитель-ребенок-психолог", а еще лучше  если  удается и педагогов  подключить. 

У  каждого специалиста  свой подход, свой выбор методов работы. Кто-то работает по готовым программам,  кто-то комбинирует несколько программ. Я  пользуюсь разными приемами, но чаще  всего, это арт-методы. Ведь тревожные дети очень трепетно относятся  к  результатам своего труда,  часто тревожатся, что у  них не  получится. Творчество позволяет свести к  минимуму  тревогу за результат творчества,   ведь он всегда  прекрасен! А еще  прекрасней  сам  процесс! 


Итак, фрагмент одной  встречи с ребенком  старшего  дошкольного возраста.
- Здравствуй, моя хорошая! Что нового  в  твоей жизни,   что интересного происходит? Можешь поделиться?
Ребенок  рассказывает о том,   как провел выходные (неделю, отпуск). Так  мы  сонастраиваемся друг на друга. 
-Чем бы ты  сейчас хотела позаниматься? 
Предоставить право тревожному  ребенку сделать СВОЙ выбор - очень важно! Это важно и любому другому  ребенку, но тревожному  втройне... Я  МОГУ САМ РЕШАТЬ - вот что ценно! 

-Хочу  порисовать!

-Отлично! Смотри у  меня  есть вот такие листочки (показываю стопку  листочков размером  примерно с четверть А4).

-Я буду рисовать цветы!
И не  успела  я  и глазом  моргнуть как на  столе  красовалась целая стопка цветов! 
Так  и родилась техника "Создание  книги". 
-Расскажи  мне  про каждый  цветочек.
-Вот этот называется Снежинка!
-Хочешь я его подпишу!
-Я  сама  умею! 
И тут я  поразилась находчивости - я ждала буквы, а  увидела  символ снежинки. Все  просто! 
-А где  растет этот цветочек?
-В горах!
-А, значит он много видит с  высоты и напитывается  силой  красоты природы, красоты  окружающего... А ведь и  мы тоже наполняемся  силой  когда любуемся природой,  а  особенно в  горах...
Так я провожу мостик из рисунка в реальность. 


-А этот цветок называется Солнышко и   растет он в лесу! Когда  солнышко восходит, то цветочек смотрит на  него...
-А можно сказать,  что он силу берет от Солнца? Так же  как  и  мы?
-Да!

-А это цветок Улыбка! Он растет на берегу озера.
-Значит он силой наполняется от воды? 
-Да. 
-И мы  купаемся  или  просто пьем воду и становимся  сильнее. Ведь даже  пословица  есть "Без воды  не туды и не  сюды..."



-А это Арбузик!

-А это Облачко!
Обсуждаем  где  растет и где  силу берет. 

Затем мы придумали сделать целую книгу. Ребенок  придумал название и написал  его (я  помогаю - пишу образец - ребенок  списывает).

Примерно так  походят  некоторые мои занятия.  Если,   уважаемые  родители,   у  Вас  возникают вопросы, то всегда  рада Вам  все  рассказать - приходите. 

26 комментариев:

  1. Идти от желания ребенка, очень важно в работе педагога-психолога. Уметь услышать и увидеть то, над чем и с чем нужно работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот -вот, Вика. Конечно, есть случаи когда ребенок выполняет инструкцию психолога, но в работе с некоторыми тревожными детьми недирективный подход целесообразен.

      Удалить
  2. Здорово! Создание книги вообще увлекательный процесс, дети очень гордятся результатом, убедилась на своём опыте.
    Мне понравились "мостики" с реальностью, "заземление" - об этом очень много говорилось на семинаре по метафорическим картам, который я недавно посетила (собираюсь с силами, чтобы написать об этом в блоге). Это правильно - связь с жизнью реальной необходима и детям и взрослым, чтобы была возможность актуализировать ресурс в необходимый момент.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, принцип "моста" - основополагающий в арт-терапии. Зачем все это, что мы делаем - чтобы применить в жизни.
      Этот ребенок то, что сделал после заверения нашей встречи - пошел в группу и всем всем похвастался книгой. В результате еще три были написаны...

      Удалить
  3. Здорово! Мне понравилось, что ребенок сам подписал названия. Словно неграмотный взрослый, вспомнились крестики, вместо подписи, но это, конечно же, совершенно разные вещи. Вот любопытно было бы взрослому дать такое задание.
    А у нас психолог в ноябре ушла в декрет... И теперь в садике нет психолога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, точно! Крестик - символ...
      Пусть Ваш психолог наслаждается материнством, а может пока возьмут кого-то другого....А потом Ваш психолог приведет Вам, Жанна, своего малыша....Вдруг....и все поменяется!

      Удалить
  4. Алена! Замечательный продукт (книжечка) получился!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Алена, это шедеврально! Не побоюсь этого слова:) очень мудро и поддерживающе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо! Просто, наглядно и понятно - и ребенок все сам!

      Удалить
  6. Арт - терапевтические занятия всегда очень захватывают меня. :) Алена, спасибо, что поделилась - интересно... :)

    ОтветитьУдалить
  7. Как интересно! Алена, у вас с девочкой получилась волшебная книга! А как мило она подписывала рисунки. Такая фантазия, ведь не каждый додумается дать столь необычные имена цветам. Дети удивительно мыслят, не устаю поражаться. Идея очень понравилась.

    ОтветитьУдалить
  8. Алена, как всегда, ценная техника для меня!!! Возьму в копилочку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, это и для меня оказалось ценным! Спасибо детям!

      Удалить
  9. Мой ВАня тоже очень любит делать книжки) У нас уже целая библиотечка. Интересно, почему ему это так нравится? МОжет я мало книг ему покупаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, ведь быть автором своей книги - здорово! В этом и может быть причина...

      Удалить
  10. Какая прелесть! Алёна, ребенок подарил очень интересный подход в классификации цветов! На основе книжки так и просится оформиться в слова терапевтическая сказка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо Вам за эту идею! Как мне в голову не пришло...СПасибо!!!

      Удалить
  11. Алёна, посмотреть твое занятие как бы изнутри для меня очень интересно. Это полезный опыт и для родителей, и для коллег. Спасибо за прекрасную ресурсную технику! В копилочку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, всегда радует, когда материал оказывается полезным. Спасибо!

      Удалить
  12. Алёна, с праздником! :) Ты куда - то пропала... Надеюсь, что всё хорошо. Радости тебе побольше, женского счастья и гармонии! С весной! Природа оживает - пусть и тебя охватят волны нового вдохновения! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кать, спасибо! В целом все в порядке. А ведь и правда - давно не писала. Даже и не заметила - столько де было... Хотя уже и есть чем поделиться. А вдохновение всегда со мною!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...