среда, 14 августа 2013 г.

Сказкотерапия потерь


        Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Сегодня  будет очень  непростая  статья, а выбор темы для  ее  написания был обусловлен рядом  вопросов, пришедших ко мне от читателей. Тема  - смерть, как рассказать детям о смерти, как  помочь справиться с  потерей.

  По мнению А. Гнездилова, известного петербургского сказкотерапевта и организатора первого хосписа, когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. 
       Немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер считают, что у детей до 5 лет еще нет устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Для ребенка в этом возрасте умереть означает продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует не только со страхом и протестом, но и с некоторым любопытством. Ребенку . кажется, что смерть — это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же  время ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни.
        Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или    привидения с косой. В младшем школьном возрасте появляются моральные представления о смерти. Часть детей этого возраста считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни.
        Я долго  анализировала ряд  книг по данной проблеме  и  остановилась на одном авторе  -Разиде Ткач и дальнейшая статья  - это выдержка  из книги  этого автора "Сказкотерапия детских проблем". Данная книга  предназначена  для родителей и  помогает  справиться  с  рядом  детских проблем  при помощи сказки.   Книга  чудесная и я  ее  рекомендую родителям  и психологу.
              Р. Ткач в своей практике, работая с детьми, пережившими потери, обращается  к образам ангела, мудреца, учителя, старой бабушки или древней, покрытой пылью книги. В этих сказках или притчах нет советов и уроков, но в них присутствует идея бесконечности жизни. Такие метафоры просто читают или рассказывают и редко обсуждают.

       ГРУСТНАЯ СКАЗКА ДЛЯ МАКСИМКИ
       Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, я с болью в сердце вспоминаю маленького Максимку и его бабушку. Вначале был телефонный звонок, и мы договорились о встрече. Потом пришла бабушка и рассказала печальную историю о смерти невестки и о том, что уже полгода они с сыном скрывают от Максимки правду. Пожилая женщина просила сделать хоть что-нибудь и вернуть Максимку к жизни. «Он плохо спит, почти не ест и все время квакает, как лягушка», — делилась она своей болью. На третью встречу они пришли вместе, бабушка и ее пятилетний внук.
Хрупкий, почти прозрачный Максимка посмотрел на меня грустными глазами и не ответил на приветствие. Не знаю почему, но я сразу почувствовала, что мальчик знает или догадывается о смерти матери и молчание отца и «святая» ложь бабушки, что мама лежит в больнице, видимо, давно были разоблачены его сыновним сердцем.
         Для себя я определила две задачи: убедить отца и бабушку мальчика в необходимости сказать правду о смерти матери и подготовить Максимку к посещению ее могилы. И работа началась. Вначале мы рисовали с Максимкой его любимых лягушек, потом дружно квакали и скакали, как настоящие лягушки, а в конце встречи я рассказала ему сказку о лягушонке Ква-симке.
          Высоко-высоко в горах было Зеленое озеро. Вода в нем всегда была чистая и прохладная. В этом горном озере жили рыбы и лягушки. У рыбок были золотые и серебристые чешуйки, а у лягушек, красивая зеленая кожица,, точно такая же, как цвет воды в озере.
           Но самая красивая и самая зеленая кожица была у маленького лягушонка по имени Ква-симка. Пять дней назад Ква-симка превратился из маленького головастика в настоящего лягушонка, но уже умел хорошо квакать и высоко прыгать. Бабушка, папа и мама очень гордились маленьким лягушонком и всем вокруг рассказывали, какой он умный и хороший. Ква-симка тоже очень любил бабушку, папу и маму и старался быть послушным и воспитанным. Это была самая дружная лягушачья семья на озере.
Жить на озере было весело и спокойно. Правда, иногда на озеро налетал ветер, поднимавший опасные волны, но тогда все . взрослые лягушки и маленькие лягушата выпрыгивали из воды и прижимались к большим камням, чтобы их не унесло волной в середину водоема. Однажды ночью случился очень сильный ветер. Он не только поднял высокие и опасные волны, но и сорвал в горах большие камни, которые быстро покатились вниз к озеру. Почти все лягушки и лягушата, как всегда, выпрыгнули из озера и прижались - к камням, но несколько лягушек-не успели это сделать, и на них упал большой камень с горы.
          Во время ветра никто не заметил, что произошло. И только, когда ветер затих, маленький Ква-симка понял, что его мамы нигде нет. Он  начал прыгать по берегу озера и звать ее, но мама не откликалась. Вдруг Ква-симкэ увидел большой камень, упавший с горы, , и струящийся из-под него тоненький лучик золотистого света.  Лягушонок замер, ему было страшно и интересно, его маленькое  сердечко готово было выпрыгнуть из груди. Луч становился все, гуще и больше, пока наконец не превратился в лягушку. Ква-симка сразу узнал свою маму, но она была не такая, как всегда. Ее кожица светилась серебром и золотом, а не была  зеленая, как обычно. А еще на ее спине выросли крылышки; «и точно такие, как у больших бабочек, красивые и разноцветные. Мама Ква-симки была похожа на волшебницу.
    - Мама, это ты? — неуверенно спросил лягушонок. 
    - Да, мой дорогой, — ответила волшебница. 
   - Что с тобой произошло, мама? Почему ты стала золотая? Почему у тебя выросли крылышки? 
    - Я превратилась в ангела и должна сейчас улететь высоко в небо. 
    - Я не хочу, чтобы ты была ангелом. Я тебя не пущу! — закричал лягушонок и горько заплакал. 
 - Не плачь, Ква-симка. Это большая удача после смерти превратиться в ангела, а не просто лежать под большим камнем, — успокоила лягушонка мама-ангел. 
   - А как же я? Кто будет меня любить? — не успокаивался Ква-симка. 
   - Я буду любить тебя на небе, а на земле тебя любят бабушка, и папа, и твои друзья, и полюбят еще много других лягушек. 
- А когда я тебя снова увижу? — уже спокойным голосом спросил Ква-симка. 
- Я буду приходить к тебе во сне, и мы будем вместе играть и веселиться. Еще я буду улыбаться тебе из-за облачка, но это будет нашим с тобой секретом. А сейчас тебе пора воэвращаться к бабушке и папе, а мне улетать. До свидания, мой любимый сыночек.
   - До свидания, мамочка, — ответил Ква-симка и грустно.
           Побрел домой. Но вдруг озорной ветерок сбил лягушонка с лапок и передернул на спину. Ква-симка случайно посмотрел на небо и увидел как из-за облачка ему улыбается мама-ангел.             Лягушонок улыбнулся ей в ответ, быстро вскочил на лапки  и довольный поскакал к бабушке и папе. У него появился большой секрет, о котором знали только он и мама-ангел. 

     Случай с Максимкой был моим первым и, к сожалению, не последним опытом работы с детьми, потерявшими родителей. Сказать честно, я сомневалась, что сказка может помочь в такой специфичной ситуации, но практика еще раз подтвердила огромную силу терапевтической метафоры. Чуть позже бабушка рассказала, что произошло на кладбище. Когда Максимку привели к могиле матери, он рассказал папе и бабушке про ангелов, а потом закинул голову, посмотрел на небо, слегка прищурился и как-то хитро улыбнулся.

Источник: Р.М. Ткач Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь, 2010.

    Безусловно, тема  смерти животного, близкого человека, знакомого  и  т.д. очень трудна  и если  не дай Бог Вы столкнулись  с такой проблемой, подумайте как лучше  помочь справиться и  в  случае  необходимости обязательно обратитесь  к  специалистам.  

15 комментариев:

  1. Алена, спасибо! Очень нужное сообщение. У меня в классе 2 года назад у девочки не стало мамы. В этом году у одной из учениц не стало папы. Я не рассказывала сказок, но говорила про ангелов, которые будут всегда рядом. Очень тяжело взрослым терять близких, но они могут поговорить, выплакаться, а вот малышам помочь трудно. Сказкотерапия позволит близким объяснить ребёнку потерю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо! Тема трудная и не все мы можем объяснить такую сложную вещь. Очень важно постараться без лжи донести до ребенка...

      Удалить
  2. Алена Валерьевна, сложную тему вы затронули. Потеря близких всегда тяжела, даже если родственнику много лет и мысленно все понимают, что век человека имеет свои границы. Надеюсь, что ваша история многим поможет, но так хочется, чтобы таких жизненных ситуаций, как у Максимки, было как можно меньше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, полностью с Вами согласна - тема очень трудная, но может быть она хоть чуть-чуть поможет родителям или близким людям объяснить и вселить в душу ребенка покой... И пусть меньше будет таких ситуаций у всех...

      Удалить
  3. Тема нужная, можно, конечно, умалчивать... делать вид что её нет...но проблема-то не решится... так устроен этот мир... кто же поможет ребенку, если не мы... но так трудно подобрать слова, метафора действительно в такой ситуации лучший помошник.
    Хочу порекомендовать потрясающую на мой взгляд историю на тему потери «Мой дедушка был вишней», автор повести - итальянская писательница Анджела Нанетти, можно заглянуть ко мне и почитать цитаты, возможно кому-то и пригодится. http://nataliigromaster.blogspot.com/2011/10/blog-post_13.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, да да проблема если есть, то сама не рассосется, а если на вопросы ребенка о смерти не отвечать что-то врать, то он найдет ответ у других, а какой это будет ответ - никто не знает...Доверие ребенка нужно будет завоевывать вновь...

      Удалить
    2. Наталья, прочитала выдержки из книги, которую ты цитируешь - это очень ценная книга для родителей, прочитайте и купите если найдете.

      Удалить
  4. Грустная и сложная тема... Так хочется, чтобы дети не сталкивались с ней...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Лена...Хочется оградить детей от трудностей, но .....

      Удалить
  5. Здравствуйте, Алёна и читатели! :) За последние два года в своей практике психолога я несколько раз сталкивалась с такой жизненной ситуацией, и каждый раз выручала именно сказкотерапия. И в ёё силу я веру ещё с детских лет. Когда была крохой, то был у меня тайный страх, о котором я никому не говорила, но от которого, как говорят, у меня "заходилось сердце". Я знала уже лет в 5, что умру когда - нибудь, но самым страшным было не это: я вдруг осознавала, перечисляя в мыслях события, что никогда - никогда меня уже не будет на земле. Я повторяла это "никогда - никогда" много раз... А потом я узнала про ангелов, про небо... и страх прошёл. Мир сказок, притч, легенд - эта действительно спасительная сила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, здравствуй, спасибо за личный пример! Сказки - это сила...

      Удалить
  6. Действительно, очень сложная тема. От рассказа про Максимку слезы на глаза навернулись. Как хорошо, что родные, поняв, что одним им не справиться, все-таки обратились к специалисту. Когда мне было всего 3 года, не стало моего папы, но я до сих пор помню свои чувства горечи от потери близкого человека. А тут малыш вообще без мамы остался.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Ирина, тема трудна и печальная, но так важно знать, что мы взрослые можем сделать, чтобы помочь ребенку...

      Удалить
  7. Алена, спасибо за сказку. Я тоже придерживаюсь мнения, что сказкотерапия и арт-терапия - лучшее средство для работы с детьми. А дочка недавно опять вернулась к теме смерти. В этот раз мы говорили о том, что умирают не только старые люди, но и молодые и даже самые маленькие детки. Когда Катя снова будет спрашивать про смерть, расскажу ей эту сказку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Приветствую Вас в своем блоге! Рада, что материал оказался полезным.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите Продолжить и пишите всё, что хотели!
- Теперь нажмите Публикация. Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...